Современное искусство: восприятие против идей

Стандартная история искусства 20-го века состоит в том, что художники постепенно отворачиваются от восприятия и к понятиям. Современное искусство, согласно этой линии мышления, не о том, как все выглядит, а о наших идеях. Восприятие против идей, но это не убедительная история.

Воспроизведение «Моны Лизы»

Современное искусство так же много о восприятии, как и искусство середины 20-го века. Но речь идет об очень специфическом феномене восприятия: ментальных образах. Если мы посмотрим на некоторые из самых знаковых концептуальных произведений искусства, легко увидеть, что они не пытаются заставить вас думать сложные мысли. Они пытаются вызвать определенный вид мысленных образов. Можете ли вы определить разницу между двумя изображениями? Например, картины французского концептуального художника Марселя Дюшана. Дюшан нарисовал усы и бороду на изображении «Моны Лизы». Есть произведение Дюшана, созданное намного позже, в 1965 году. Это отсылка к более ранней картине, но она неотличима от точного воспроизведения «Моны Лизы» Леонардо. Но, увидев его усатую «Мона Лизу», очень трудно не увидеть иначе, чем мы видим оригинал Леонардо. Попробуйте. Недостающие усы и борода - очень важная часть нашего опыта - хотя это не так, когда мы смотрим на оригинал Леонардо. Все против нашего восприятия! И трудно понять, как мы можем описать наш опыт без какой-либо ссылки на мысленные образы пропавшей бороды и усов. Но есть много других примеров.

Ментальные образы оказывают огромное влияние

Вот еще один известный: рисунок Роберта Раушенберга «Erased de Kooning» (1953), который как раз и гласит: все, что мы видим, - это пустая бумага (с едва заметными следами стертого рисунка на ней). Немного предыстории: Виллем де Кунинг был одним из самых влиятельных художников, работавших в Нью-Йорке, когда молодой и не особо уважительный Раушенберг попросил у него рисунок, прямо рассказывающий ему, что он собирается с ним делать. Де Кунинг не хотел облегчать работу Раушенберга, поэтому он использовал всевозможные техники (пастель, карандаши, мелки, уголь, даже чернила), чтобы стереть было легче. Когда вы смотрите на рисунок Erased de Kooning, трудно не попытаться разглядеть, что это был за рисунок, до того как Раушенберг стер его. И это включает в себя попытку вызвать в воображении мысленные образы оригинального рисунка.

Дюшан и Раушенберг являются классическими примерами того, как художники могут использовать то, что вы знаете - или то, что, как вы думаете, вы знаете - чтобы заставить вас взглянуть на искусство по-другому. Все эти работы показывают, как умственные образы могут полностью изменить наш опыт. Ментальные образы оказывают огромное влияние на то, как мы воспринимаем, и на нашу психическую жизнь в целом. Теперь у нас есть довольно хорошее представление о «расширении ощущений», о котором говорят художники: речь идет о тренировке умственных образов.

Меню
Новости Статьи История музея История приобретения
коллекций Лувра
Пирамида Лувра Лувр-Ленс Обзор отделений музея Экспозиция ближневосточного искусства Экспозиция Египетского Искусства Экспозиция греческого, этрусского и римского искусства Исламское искусство Скульптуры Декоративное искусство Изобразительное искусство Фантом Лувра «Джоконда», которую хoтели украсть Однажды в 1190 году Гравюры и рисунки Первый директор Известные работы, выставленные в Лувре Месопотамское искусство Жан Фуке (около 1420 - 1480 гг.) Древнегреческое искусство Живопись. Франция Авиньонская школа Школа Фонтенбло СКУЛЬПТУРА ЭТРУССКОВ Статуэтка «Ныряльщик» Фигура Великой Матери Образно-этическая задача КЕРАМИКА Лувр становится музеем Лувр и Нотр-Дам – самые популярные достопримечательности Парижа Максим Дмитриев: от Нижнего Новгорода к Лувру Милон Кротонский



Реклама

Rambler's Top100